Особенности кожи

Кожа - естественный материал, сделанный из шкур животных. Так же, как никакие два животных не одинаковы, никакие две части кожи не идентичны. В дополнение к его собственному генетическому наследию, каждая шкура имеет небольшие зарубки и шрамы, которые отметили животное в течение его целой жизни. Эти естественные особенности не дефекты, и считаются "марками различия" в коже, добавляя к уникальности каждому готовому изделию.

 

Когда требуется более однородное покрытие, кожа может быть отшлифована. Однако, подлинная кожа не может быть одинаковой даже в толщине. Поскольку кожа не изготавливается, она менее однородна, чем другие материалы.

Есть много факторов, которые могут вызвать изменение в коже животного, как его возраст, климатические условия, пища и забота, сезон, в который животное было забито, и навык, используемый в дублении. Все это будет подробно рассмотрено в других разделах.

История выделки кожи

Во все времена и у всех народов основным материалом для одежды и обуви служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.

К примеру, самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до ХХ века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились, и их приходилось выделывать.

Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились "дубовыми", поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками и разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами.

Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало "составляющей" рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита героя Аякса в "Илиаде", говорит, что сыромятную кожу, "напоенную туком", растягивали за концы до тех пор, пока жир не стечет. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии – бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе – нефть, на Севере – печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели – замшу. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).

Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Например, с использованием гнилой мочи и навоза выделывали на Востоке сафьян, а индейцы Южной Америки шакшеванием получали настолько тонкую кожу, что Христофор Колумб вывез ее в качестве трофея в Испанию, славившуюся собственным сафьяном – кордуаном.

Экскременты применялись издревле и для обезволашивания шкур, хотя чаще для этих целей использовались зола или известь. Золкой получали сыромять – жесткую кожу, из которой делали примитивную обувь – поршни, постолы. При обработке сыромяти известью или мелом в Древней Греции получали пергамент. Мелование было широко распространено в Средней Азии.

В России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Отмочка производилась в чанах с "гнилым" соленым раствором или в "мертвых колодцах": к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.

Некоторые народы вместо соли использовали квасцы: так получили лайку – тончайшую перчаточную кожу. Впервые ее начали выделывать жители аравийского полуострова, используя для этого муку, квасцы и яичный желток. Квасцы применяли и в античных государствах: древнегреческая квасцованная кожа называлась дефа, древнеримская – алута. Оттуда квасцевание попало в Западную Европу в первые века нашей эры, а в России распространилось с реформами Петра 1 (исконно русским было дубление корой дуба или ивы). Кроме квасцов для дубления использовались растворы цветных земель, одновременно окрашивающие кожи, и отвары коры талнидосодержащих растений.

Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э. сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень – ослиную и конскую кожу. Но этот способ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкой получалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный – толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый – ивы, желтый – листьями березы и мимозы.

ВИДЫ КОЖ

Для изготовления описанных далее различных предметов используется натуральная кожа.

Натуральная кожа представляет собой шкуры животных, рептилий, изредка рыб, изменившие свои свойства под влиянием разнообразных механических, физических, биологических, химических воздействий.

Существует множество классификаций кож, которые различаются по виду и возрасту животных, от которых они получены, и по способам обработки и окраски. Вот некоторые примеры.

Сафьян - кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная.

Велюр - изготавливается из кож с дефектами лицевой поверхности; это кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахтармы под бархат при помощи специального шлифования.

Замша - кожа из шкур лося, северного оленя, дикой козы и т. п. жирового дубления; лицевой стороной является бахтармяная; ворс густой, но не пушистый и без блеска; кожа мягкая, плохо впитывающая воду.

Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.

Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа мягкая, тонкая, используется для изготовления.перчаток.

Спилок - получается при двоении толстой кожи; часто имитирует более дорогие сорта кож при нанесении на него искусственного рисунка; у лицевого спилка (верхний слой) одна сторона кожаная, вторая - бахтармяная; чаще спилок не имеет кожаной поверхности и поэтому непрочен.

Для того чтобы получить кожу, шкуры сначала консервируют, затем удаляют волосяной покров, дубят, жируют и окрашивают. Сейчас дубление осуществляется комбинированными способами - минеральными, растительными и синтетическими дубильными веществами.

  • Минеральные - основные соли тяжелых металлов (хрома, алюминия, железа и др.), а также некоторые кислоты.
  • Растительные - содержащиеся в растениях слабые кислоты.
  • Синтетические - конденсированные продукты сульфирования ароматических углеводородов или фенолов.


Красят кожу покрывным и глубоким крашением.

Покрывное: на лицевую поверхность кожи наносится пленка краски, которая придает коже блеск, выравнивает цвет, скрывает пороки, защищает от влаги.

Глубокое: кожа прокрашивается на всю толщину.

Кожу для поделок можно приобрести в специальных магазинах, где продаются товары для умелых рук, но там она, как правило, небольших размеров, в виде обрезков и отходов кожевенного и обувного производства.

По ним сложно определить вид кожи, способ дубления и т. п., хотя некоторые показатели определяются точно. Например, кожи хромового дубления на срезе всегда имеют зеленовато-голубой оттенок, а кожи растительного дубления на срезе имеют оттенки теплых цветов - от желтых до коричневых. Свиная кожа имеет выраженную своеобразную мерею - естественный рисунок поверхности кожи животного - с крупными порами, часто сгруппированными по три. Ее используют как подкладочную, так как свиная кожа непрочная, легко намокает.

Кожа по способу окраски:

1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.

2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.

3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.

4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.

Красящие вещества.

Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1 - 2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ прибавляют 1-3г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при 45-50°.

Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.

Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°).
Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.

Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.

Окраска лакированной кожи.

В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.
Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза.
Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.

Прессованная кожа

"Прессованная кожа" — это не профессиональный термин. Название, скорее всего, возникло в обиходе торговцев. "Прессованная кожа" — материал, вырабатываемый под давлением из отходов производства натуральной кожи.

Один из компонентов, применяемых при ее изготовлении, — это обрезки, лоскутки, хромовая стружка, кожевенная пыль и другие отходы, остающиеся после выработки и раскроя натуральной кожи.

Второй компонент — синтетические связующие волокна из любого синтетического материала: полиэфира, полиамида, полиэтилена, которые расплавляются и склеиваются при нагревании.

Третий компонент — синтетические термопластические смолы. Они вводятся для дополнительного склеивания и упрочнения волокнистой структуры. Сначала кожевенные отходы измельчают на грануляторе. Затем смесь волокон очищают от околоволоконных элементов.

На следующем этапе добавляют в состав синтетические связующие волокна, синтетические термопластические смолы и другие добавки. Затем на формующем аппарате смесь превращается в плоский лист.

Следующий этап - сушка листа в сушильной печи. Наконец, сухой лист прессуют при температуре, превышающей точку плавления смолы на 17 градусов, в течение 15 - 60 секунд. При этом смола плавится и пропитывает волокнистую структуру. После охлаждения получается кожеподобный материал, который и называют "прессованной кожей". Остается только произвести отделку.
Вполне понятно, что это делается для экономии сырья и удешевления продукции. Одно дело — изделие из цельного куска кожи, и совсем другое — из измельченных кожаных отходов. При этом "прессованной коже" присущи все свойства синтетической. Это нетканая основа, на которую наносится слой, имитирующий лицевую поверхность кожи. Эта кожа плохо дышит, не пропускает влагу и воздух. К тому же она не износостойкая и ломкая.

Так что изделие из "прессованной кожи", прослужит недолго.

Поэтому только вам решать что выбрать: кожу, "прессованную кожу" или кожзам. Оптимальное сочетание цены и качества каждый определяет для себя сам, с учетом своих личных особенностей жизни, личных требований и пожеланий.




Дополнительная информация